Фадеева Е. А.,

магистрант первого курса обучения,

Российский государственный университет социальных технологий

Инвалидность и ограниченные возможности здоровья являются социально-медицинскими терминами, которые варьируются в своих определениях и интерпретациях, в зависимости от культурного контекста и научной школы.

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [6, ст.1].

Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [6, cт.1].

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) — спектр состояний, варьирующих от легких до тяжелых нарушений, которые не всегда приводят к инвалидности [4].

Коммуникативные барьеры – это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов и препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [2, с. 89].

Причины возникновения барьеров в развитии коммуникативной сферы студентов с инвалидностью и ОВЗ можно рассматривать с различных позиций: медицинской, социальной и образовательной. Эти препятствия могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами.

Барьеры, препятствующие успешной коммуникации, накладывающие ограничения на общение, можно условно разделить на следующие категории:

1. Медицинские и физические

Медицинские и физические ограничения, связанные с нарушениями слуха, зрения, двигательной активности или речевой функции. Эти факторы затрудняют взаимодействие и коммуникацию, лишая ребёнка возможности адекватно воспринимать информацию или выражать свои мысли. Например, дети с нарушениями слуха не могут воспринимать устную речь, что требует использования жестового языка или специализированных устройств (кохлеарные имплантаты, слуховые аппараты), создавая тем самым барьеры в общении с другими детьми и педагогами.

2. Психоэмоциональные и когнитивные

    При когнитивных нарушениях (например, при умственной отсталости или расстройствах аутистического спектра) выясняется, что дети могут испытывать трудности в понимании и производстве речевых сигналов, что мешает их коммуникативным взаимодействиям. Например, у детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются трудности в понимании сложных инструкций, абстрактных понятий и построении логических цепочек [1].

    К психоэмоциональным барьерам относятся страх, неуверенность в себе, депрессия, стресс и изоляция, связанные с инвалидностью или ОВЗ, которые могут стать препятствием для активного общения и взаимодействия с окружающими.

    3. Языковые и культурные

    Культурные и языковые различия могут вызывать затруднения в общении между учениками с инвалидностью и их сверстниками. Например, использование жестового языка может порождать языковые барьеры, приводящие к недопониманию.

    4. Инфраструктурные и технологические

    Отсутствие доступных технологий и инфраструктуры, таких как пандусы или специализированные классы, ограничивает возможности полноценного общения обучающихся с инвалидностью. Недостаток технологий, которые могут облегчить коммуникацию, также мешает этому процессу.

    5. Организационные и педагогические

    К данному виду барьеров относится нехватка специализированной подготовки педагогов [7]. Педагоги могут не иметь достаточной подготовки для работы с детьми с инвалидностью или ОВЗ, что затрудняет использование эффективных методик обучения и коммуникации. Непонимание особенностей таких детей приводит к неэффективному обучению и коммуникативным барьерам.

    Также они могут проявляться в неадаптированности учебных планов и методов обучения. Если образовательная система не учитывает потребности детей с инвалидностью, учебные планы и методы обучения могут не соответствовать их возможностям и потребностям, что делает процесс коммуникации и социализации невозможным или ограниченным.

    6. Экономические и финансовые

    Финансовые ограничения могут проявляться в недостаточном финансировании создания адаптивной учебной среды. Это отсутствие средств часто становится преграду на пути инклюзивного образования и влияет на коммуникативные возможности детей с инвалидностью.

    7. Эмоциональные и волевые 

    Эмоциональная нестабильность и недостаточная сформированность волевых качеств также являются значимыми барьерами. Дети с аутизмом часто испытывают сложности в распознавании эмоций других людей и выражении своих собственных чувств [5]. Кроме того, у них могут возникать трудности с контролем своего поведения, что усложняет взаимодействие с другими людьми. 

    8. Социальные

    Социум играет важную роль в развитии коммуникативной сферы. Недостаточное общение со сверстниками и взрослыми, отсутствие поддержки в семье и школе могут привести к социальной обособленности и ухудшению коммуникативных навыков [3].

    Выводы:

    Барьеры формирования коммуникативной сферы у обучающихся с инвалидностью и ОВЗ могут быть разделены на:

    • Медицинские и физические
    • Психоэмоциональные и когнитивные
    • Языковые и культурные
    • Инфраструктурные и технологические
    • Организационные и педагогические
    • Экономические и финансовые
    • Эмоциональные и волевые
    • Социальные

    Исследование коммуникативных барьеров подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению вопросов формирования коммуникативной сферы у детей с инвалидностью и ОВЗ. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, создавать поддерживающую социальную и образовательную среду, а также вовлекать семью в процесс обучения и воспитания.