Что такое нарушение речи?
Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологических механизмов речи; несоответствие уровня речевого развития возрастной норме; недостатки речи не преодолеваются самостоятельно и могут негативно влиять на психическое развитие индивида.
Какие есть виды нарушения речи?
К устным относятся:
- Дисфония — в анамнезе проблемы с голосовым аппаратом, характеризующиеся видоизменением или расстройством голоса с возможными фонаторными или вокальными нарушениями. Дисфония бывает органической или функциональной;
- Афония — полное отсутствие голоса, больной говорит шепотом из-за поражения гортани, функциональной недостаточности мышечной системы. Афония может быть гортанной, паралитической, спастической, истерической;
- Брадилалия — замедление речевого темпа в речи, письме. Голосовая артикуляция становится нечеткой, монотонной. В зависимости от тяжести патологии, ей присваивают одну из трех степеней;
- Тахилалия — чрезмерно быстрое говорение (20-30 звуков в секунду), не сопровождающееся дефектами лексического, фонетического, логического характера;
- Заикание — логоневроз мышечного аппарата, приводящий к прерывистому ритмическому состоянию речи;
- Дислалия — выраженные проблемы звукопроизношения при нормальном слухе и сохранении связей с центральной нервной системой;
- Ринолалия — искажение артикуляции из-за дефектов строения носоглотки. В просторечии это расстройство называют гнусавостью;
- Дизартрия — ограничение подвижности мягкого неба, языка, губ из-за которого страдает произношение;
- Афазия — отсутствие или дефицит речевых навыков из-за локального поражения головного мозга;
- Алалия — повреждение зон коры головного мозга, органического происхождения, на стадии развития плода и в раннем возрасте. Речь нарушена либо отсутствует.
К письменным нарушениям относятся:
- Дислексия — при сохранении здоровой обучаемости, наблюдаются сбои в овладении чтением или письмом;
- Дисграфия — повторение специфических ошибок в письме при здоровых интеллектуальных способностях. Например, ребенок путает парные согласные, переставляет буквы местами, пишет зеркально или не дописывает слова;
- Дизорфография — устойчивые, частотные искажения орфографии во время письма.
Что такое «интеллект-карты»?
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Для чего можно использовать интеллектуальные карты?
Использование интеллектуальных карт способствует активации обоих полушарий мозга у детей, что помогает им мыслить структурно и ассоциативно, а не только линейно. Работа с интеллектуальными картами способствует развитию у детей различных когнитивных навыков, начиная от простых логических операций и заканчивая анализом, классификацией и дифференцированием предметов и явлений окружающего мира.
Каких правил следует придерживаться для составления интеллектуальной карты?
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:
- Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
- Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
- С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
- Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
- Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
- Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы