Афанасьева Д. М.,
магистрант первого курса обучения, Российский
государственный университет социальных технологий
Отношение социума к инвалидам во всем мире традиционно считается показателем человеческой и гражданской ответственности, свидетельством эволюции общества. В России проблемам людей с инвалидностью уделяется все больше внимания. «Мы видим, что в современной России это отношение изменилось и продолжает меняться в лучшую сторону», – отметил В.В. Путин на встрече с представителями общественных организаций, объединяющих людей с особенностями здоровья.
Основы восприятия людей с инвалидностью как равных закладываются с детства, поэтому мы акцентируем внимание на формировании отношений к людям с инвалидностью у младших школьников. Изучение и оптимизация отношений обучающихся начальной школы к людям с инвалидностью сегодня является одной из важнейших задач в повышении эффективности системы образования.
Решение этих задач требует изменения социальных стереотипов и негативных установок по отношению к детям и взрослым с ограниченными возможностями здоровья. Толерантность – это один из самых употребляемых терминов в вопросах отношения к лицам, отличающимся от большинства. База толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, а, следовательно, формирование положительных социальных установок по отношению к этим людям должны складываться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве и в начальной школе, периодах приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Различия между людьми могут быть не только культурные, но и анатомо-физиологические.
Становление ценностных ориентиров происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст. Младшие школьники эмоциональны, открыты, отзывчивы, могут быстро менять предлагаемые роли. Именно в младших классах необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть, невзирая на анатомо-физиологические или иные особенности.
Наше исследование, проведенное в школах г. Москвы и Московской области (всего приняли участие 270 обучающихся начальной школы), выявило, что 58,7% вовлечены в тему о проблемах инвалидности, обладают знаниями о жизни людей с инвалидностью; 38,1% знакомы с темой в общих чертах; 3,2% совсем ничего не знают о жизни людей с инвалидностью. Выявлено, что значительное число детей (11,1%) относятся к людям с инвалидностью негативно, с опаской, сторонятся их.
Заметна разница в отношении обучающихся второго и четвертого классов. Количество школьников с негативным или безразличным отношением к людям с инвалидностью у четвероклассников снижается на 9 %, а пассивно сочувствующее – на 4% по сравнению с обучающимися вторых классов.
Исследование с помощью контент-анализа семантических единиц, ассоциированных с жизнью человека с инвалидностью, показало, что отношение учеников начальной школы к людям с инвалидностью характеризуется как жалость (33,9%), внимание, сочувствие (30,4%). Более четверти школьников стараются вникнуть в проблемы инвалидов (28,3%). С возрастом у детей возрастает понимание и поддержка в отношении людей с инвалидностью. Незначительное количество слов-характеристик можно обозначить как «Безразличие» и «Негативное отношение» (6,6% и 0,8% соответственно). Обучающиеся четвертых классов являются более причастными к проблемам инвалидов, понимающими.
Социальные установки здоровых людей по отношению к людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья можно улучшить разными способами. Это может быть предоставление адекватной информации о людях с физическими и/или психическими недостатками; непосредственный контакт с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; познание личностных особенностей и проблем этих людей, использование ролевых игр, в ходе которых проигрываются различные ситуации из жизни людей с инвалидностью.
Предлагаем к работе Программу по развитию толерантного отношения обучающихся начальной школы к людям с инвалидностью
Пояснительная записка
Актуальность.
Толерантность – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (по Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО). Воспитание толерантности – развитие у детей понимания и принятия чужой культуры, мнения, индивидуальности. Толерантность предполагает наличие уверенности в себе, осознание собственных позиций, не избегающих духовной конкуренции, умение их аргументировать и отстаивать, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту. Именно в толерантности кроется способность вступать в диалог и достойно вести его.
Основным для толерантности является то, что люди должны жить, уважая и принимая принципы и ценности, особенности и отличия других людей, не отказываясь при этом от своих убеждений. Быть толерантным в современном обществе, где каждому человеку приходится строить взаимоотношения с разными людьми, в т.ч. с людьми с инвалидностью, чрезвычайно важно.
Концептуальная основа программы.
В контексте программы толерантность рассматривается с трех позиций: когнитивной, эмоциональной/отношенческой и поведенческой. Знание (когнитивная позиция) общества того, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими особенностями; что необходимо помогать тем, кто нуждается, в этом является фундаментом толерантности.
Принципы и подходы:
Принцип уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, понимание того, что каждый человек – уникальная личность, и уважение различий между людьми;
Принцип взаимодополняемости как основная черта различий. Дети должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом;
Принцип взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Цель и задачи программы
Цель программы– сформировать положительное, толерантное отношение учеников начальной школы к людям с инвалидностью.
Задачи:
1. Формирование представлений об особенностях людей с инвалидностью, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно.
2. Дать представление о физических и бытовых возможностях людей с инвалидностью методом игровой проекции, имитации.
3. Дать представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься.
4. Воспитание социально одобряемых стереотипов поведения.
5. Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается.
6. Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате ученики начальной школы имеют представления об особенностях людей с ограниченными возможностями, какие приспособления и условия позволяют им жить самостоятельно, знают о физических и бытовых возможностях людей с особыми потребностями методом игровой проекции, имитации; имеют представление о правах и возможностях инвалидов, о том, как и где они могут учиться, где и кем они могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. У них развито стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; способность к эмоциональному сопереживанию: им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Содержательный раздел программы
Форма проведения: групповые занятия.
Каждое занятие состоит из 3 частей:
1. Вводная часть (снятие напряжения, подготовка и мотивация к работе);
2. Основная часть (рабочая, включающая информационный материал, упражнения, игры, задания);
3. Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия).
Методы
Исходя из позиций (когнитивной, эмоциональной/отношенческой и поведенческой), методы формирования положительного отношения можно разделить на три группы:
1) когнитивные методы, когда формирование происходит на уровне сознания (например, внушение, беседа, разъяснение);
2) поведенческие методы, связанные с формированием конкретных действий и социально приемлемого поведения (например, приучение, упражнения, поручения и т. д.);
3) стимулирующие методы (поддержка, поощрение, позитивное подкрепление).
Использование каждого из методов формирования положительного отношения предполагает набор приемов, которые должны соответствовать определенным условиям их использования. При этом применение различных методов может осуществляться при помощи одних и тех же приемов [67].
Для того чтобы хоть немного понять, как чувствуют себя люди с инвалидностью, в рамках программы проводятся небольшие игры и упражнения, в которых обычные возможности участников будут ограничены (Приложение 5).
В играх участники могут не видеть, не слышать или не говорить, не пользоваться одной рукой или сидеть на стуле, некоторым детям можно привязать к коленным сгибам небольшие дощечки, для того чтобы исключить возможность сгибания ног в коленях. Цель – участники должны понять, как люди живут с ограничениями в движениях или восприятии окружающего мира.
Тематический план занятий
№ занятия | Тема | Цель | Используемые игры и упражнения |
1 | «Разве мы разные?» | Способствовать формированию у обучающихся толерантного отношения к людям с инвалидностью | «Поводырь-Слепец». «Кто прав?» |
2 | «Возьмемся за руки» | Активизация любознательности, развитие активной жизненной позиции, развитие коммуникативных умений | «Дорисуй эмоцию» «Передай другому» «Глаза в глаза» |
3 | «Как правильно дружить» | Познакомить воспитанников с кодексом дружбы. Помочь ученикам осознать, какие качества важны в дружбе. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в классе | «Разный мир» «Сходства и различия» |
4 | «Что такое толерантность» | Способствовать формированию толерантного отношения к людям с инвалидностью; способствовать развитию у воспитанников коммуникативных навыков; воспитывать чувство милосердия к окружающим людям. | «Поймай мяч» «Встаньте в круг» «Шарады» (ограничение речи) |
5 | «Цветик-семицветик» | Создание цветика-семицветика с правилами толерантного человека | «Сложить спички» «Запомни фигуры» |
6 | «Рисуем радость общения» | Развитие ценности позитивных установок в общении, развитие активной позиции, поднятие общего эмоционального тонуса | «Потерялся ребенок» «Кто лучше умеет просить» |
7 | «Люди с инвалидностью и здоровые люди» | Создание условий для формирования толерантного отношения к людям с инвалидностью; развитие чувства общности, толерантности к людям, не похожим на нас внешне; развитие коммуникативных навыков | «Туман» «Паровозики» «Соберем пирамидки» |
8 | «Право на лучшую жизнь» | Привлечь внимание учеников к проблемам людей с инвалидностью, способствовать развитию нравственных качеств воспитанников, обучать навыкам группового взаимодействия | «Прогулка» «Отзеркаливание» «Спина к спине» «Что слышно?» |
9 | «Урок доброты» | Формирование толерантного отношения к детям и взрослым с инвалидностью | «Котенок» «Развесели Антошку» |
10 | «Я и мое здоровье» | Показать детям, что здоровье в их руках и его надо беречь | «Подарок заболевшему другу» «Напугай соседа» |
11 | «Люди с инвалидностью» | Выработать у детей правильное и разумное отношение к людям с инвалидностью | «Отгадай зверушку на ощупь» «Разноцветный мир» |
12 | «Город, удобный для всех» | Показать детям, каким должен быть удобный город для всех горожан | «Прогулка с завязанными глазами» «Связанные руки» |
Организационный раздел программы
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
- Гармонизация психологического климата в классе.
- Развитие терпимости и толерантности к людям с инвалидностью.
Количественные:
- Опросник «Отношение к людям с инвалидностью».
- Методика «Оценка сформированности толерантности у младших школьников» (Я.А. Батрак). Цель: выявить уровень компонентов и толерантности в целом у младших школьников.
Научно-методическое обеспечение программы
Дорохова, Т.С. Формирование инклюзивной культуры субъектов образовательного процесса в дошкольном образовании / Т.С. Дорохова, С.И. Глухих, Е.О. Кудрявцева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2018. – № 3(76). – С. 57–63.
Дроздикова-Зарипова, А.Р. Формирование толерантности младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы и методы /А.Р. Дроздикова-Зарипова, С.Р. Мингазиева А.З. Мингазиева. – Казань: КФУ, 2017. – 68 с.
Мириманова, М.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие / М.С. Мириманова, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М., 2001. – С. 88-99.
Попова, Е.И. Воспитание толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е.И. Попова // Теория и практика инклюзивного образования в России и за рубежом: Коллективная монография / Ответственный редактор О.П. Чигишева. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество», 2016. – С. 149-174.