Фадеева Е. А.,
магистрант первого курса обучения,
Российский государственный университет социальных технологий
Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является важной частью социальной работы и психологической поддержки. Приемные семьи считаются наилучшей средой для развития ребенка, создавая условия для его социализации и адаптации. Приемные семьи не просто альтернативный вариант, но и среда, максимально приближенная к естественным условиям воспитания. Это помогает удовлетворить основные психологические потребности ребенка в безопасности, принадлежности и любви. Исследования показывают, что непрерывность и стабильность в воспитании приемных семей важны для формирования у детей устойчивых психологических связей, необходимых для гармоничного развития.
Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что приемные семьи обладают как уникальными особенностями, так и значительными сходствами с биологическими семьями. Однако, учитывая специфические психологические и эмоциональные потребности детей, которые часто имеют негативный жизненный опыт, приемные родители сталкиваются с уникальными вызовами. Важность формирования надежных привязанностей между ребенком и приемными родителями подчеркивается теорией привязанности, которая акцентирует внимание на необходимости создания эмоционально безопасной среды для детей.
Одним из значимых аспектов является способность приемных родителей проявлять эмпатию и чувствительность к детям, понимая их поведение как результат предыдущего негативного опыта. Исследования показывают, что дезорганизованные представления о привязанности, характерные для детей с травматическим прошлым, могут осложнять установление доверительных отношений с новыми опекунами. Таким образом, развитие программ поддержки и обучения приемных родителей, направленных на повышение их компетенций в области эмпатии и рефлексивного функционирования, становится неотъемлемой частью успешного функционирования приемных семей.
Развитие психологического просвещения приемных родителей в Российской Федерации представляет собой важную задачу, направленную на подготовку и поддержку замещающих семей. Психологическое просвещение способствует формированию у приемных родителей необходимых знаний и навыков для адекватного воспитания детей, что включает в себя понимание последствий травматического опыта ребенка и применение эффективных методов коррекции и поддержки. Программы обучения должны быть направлены на развитие у родителей способности к эмпатии, пониманию индивидуальных потребностей детей и эффективному взаимодействию с ними. Личностная зрелость родителей, включающая такие качества, как эмпатийность, рефлексивность и креативность, играет ключевую роль в формировании позитивных отношений с детьми и способствует успешной адаптации детей в приемной семье.
Психологическое просвещение является ключевым элементом в подготовке и сопровождении приемных родителей, что подтверждается множеством исследований в области психологии и педагогики. Психологическое просвещение помогает приемным родителям лучше понимать эмоциональные и поведенческие особенности приемных детей, что способствует формированию более гармоничных отношений в семье. Кроме того, можно говорить о значимости психологического просвещения для предотвращения социальной дезадаптации детей, которые оказались в системе замещающего ухода.
Психологическое просвещение выполняет несколько ключевых функций:
- способствует формированию научного мировоззрения и понимания психологии как науки и практики, что ведет к психологизации общества;
- обеспечивает информирование общественности о психологических знаниях;
- стимулирует устойчивый интерес к использованию психологических знаний для эффективной социализации молодежи и личностного развития;
- предотвращает возникновение дидактогенных и ятрогенных проблем.
Психологическое просвещение приемных родителей – это многогранная и систематизированная деятельность, направленная на формирование у них компетенций, необходимых для успешного воспитания детей. Особенности психологического просвещения приемных родителей заключаются в необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это требует от родителей не только знаний, но и гибкости в подходах, а также способности к эмпатии и пониманию уникального опыта ребенка.
В современной России вопросы психологического просвещения приемных родителей приобретают особую актуальность в свете усилий по обеспечению благополучия детей, оставшихся без попечения. Предпочтение отдается семейному устройству детей-сирот, что подразумевает создание условий для их всестороннего развития и социализации. Согласно статье 123 Семейного кодекса РФ, устройство ребенка в семью является приоритетной формой замещения, что подчеркивает значимость семейного воспитания.
Психологическое просвещение приемных родителей должно представляет собой процесс обучения и развития, который способствует адаптации приемных родителей к новым социальным ролям. Цели психологического просвещения включают:
- повышение уровня психологической грамотности приемных родителей;
- развитие у приемных родителей умений эффективно решать воспитательные и психологические задачи;
- формирование устойчивых позитивных отношений между родителями и детьми;
- создание условий для полноценного психологического развития детей в приемных семьях;
- предоставление знаний и навыков для предотвращения и разрешения конфликтов между приемными родителями и детьми;
В историческом контексте, психологическое просвещение в России прошло через несколько значимых этапов, отражающих общественные и политические изменения в стране. Начиная с периода Советского Союза, когда психологическая помощь и образование были ограничены идеологическими рамками, до постсоветского времени, когда началось активное внедрение и адаптация западных методик и подходов. С распадом Советского Союза и переходом к более открытому обществу, российская психология начала активно интегрировать международный опыт. Важным этапом стало введение психологического консультирования и терапии, что было новшеством для российской практики. Психологическое просвещение в России активно развивалось с конца 1980-х годов, когда были заложены основы психологической службы в системе образования.
Исторически психологическое просвещение в СССР происходило с участием таких ученых, как Г.И. Челпанов, К.К. Платонов, Я.Л. Коломинский, которые внесли значительный вклад в развитие психологической науки и практики. Они были авторами учебников по психологии и научно-популярных изданий, способствующих распространению психологических знаний. С возрождением практической психологии в постсоветской России стало очевидно, что психологическое просвещение не может ограничиваться только публикациями в СМИ.
Исторический опыт России показывает, что в различные периоды времени государство по-разному подходило к вопросу устройства детей-сирот. В дореволюционной России патронат над детьми использовался как мера социальной поддержки и профилактики преступности. В советский период основной упор делался на воспитание в государственных учреждениях, однако также существовали попытки размещения детей в частных семьях. Опыт 1921-1922 годов и последующие годы показали, что без должного психологического просвещения и поддержки приемных родителей, а также без создания системы контроля за условиями жизни приемных детей, такие меры не могут быть полностью эффективными.
Современная Россия сталкивается с аналогичными вызовами, и в этом контексте психологическое просвещение приемных родителей приобретает особую актуальность. Важно обеспечить приемным родителям доступ к ресурсам и услугам психологической помощи. Важной задачей является разработка компетенций специалистов, которые могут обеспечить поддержку таких семей, способствуя сохранению и восстановлению их воспитательного потенциала, укреплению взаимоотношений и стабильности семейной системы.
Психологическое просвещение приемных родителей в Российской Федерации играет ключевую роль в создании благоприятных условий для успешного воспитания детей, лишенных родительской опеки. В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, приемная семья оформляется на основе договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями, что определяет их правовой статус и обязанности. Социальная работа с приемными семьями включает три основных направления: здоровье семьи, психология семьи и экономика семьи. Здоровье семьи является важным аспектом при принятии ребенка в приемную семью. Только совершеннолетние дееспособные лица, соответствующие определенным медицинским требованиям, могут стать приемными родителями. Они обязаны пройти медицинское обследование в соответствии с Приказом Минздрава России и Постановлением Правительства РФ, исключающими возможность принятия ребенка лицами с определенными заболеваниями, такими как туберкулез и злокачественные онкологические заболевания. Социальные работники должны обеспечивать соблюдение этих требований и предпринимать все необходимые меры для поддержания физического здоровья членов приемной семьи.
В сфере психологического просвещения приемных родителей, практические аспекты охватывают широкий спектр программ и методик, направленных на улучшение благополучия детей и их адаптацию в новых семьях. Примеры успешных программ включают в себя комплексные курсы, которые сочетают обучение навыкам воспитания с психологической поддержкой. Согласно плану основных мероприятий, реализуемых в рамках «Десятилетия детства до 2027 года», федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие данные мероприятия, ставят перед собой цель обеспечения материального и семейного благополучия. В этом контексте замещающие семьи, принявшие на воспитание детей без попечения родителей, нуждаются в поддержке со стороны специалистов.
Психологическое просвещение приемных родителей начинается задолго до принятия ребенка в семью и продолжается на всех этапах взаимодействия. Процесс адаптации является критическим для обеих сторон – как для родителей, так и для ребенка. Приемные дети часто демонстрируют поведение, вызванное прошлым травматическим опытом, что может включать агрессию, непослушание и неспособность следовать элементарным правилам. Приемные родители должны быть готовы к этим проявлениям и уметь находить индивидуальный подход к ребенку, либо обращаться за помощью к специалистам. Важную роль в этом контексте играет социальный педагог, который должен выявлять ранние признаки психологических проблем в семье и приобщать к их решению другие социальные институты.
Психологическое просвещение приемных родителей должно включать информирование о специфике развития и воспитания детей, организацию тренингов и семинаров, а также индивидуальные консультации. Систематическая работа по формированию у родителей необходимых компетенций позволит своевременно выявлять и корректировать нарушения в развитии детей. Это особенно важно, поскольку родители часто не имеют достаточных знаний для распознавания серьезных проблем.
К основным методам психологического просвещения приемных родителей можно отнести:
- Психологическая диагностика является первым шагом в процессе психологического просвещения. Она включает в себя использование различных методик и тестов для оценки семейной динамики, родительских компетенций и индивидуальных особенностей детей. Это позволяет специалистам определить потребности семьи и разработать индивидуализированный план просвещения.
- Образовательные программы могут включать лекции, семинары и тренинги, направленные на повышение осведомленности родителей о психологических аспектах воспитания и развития детей. Такие программы помогают приемным родителям лучше понимать своих детей и эффективнее реагировать на их поведение.
- Групповая работа и воркшопы предоставляют приемным родителям возможность обменяться опытом и получить поддержку от других родителей и специалистов. В рамках таких занятий могут использоваться арт-терапевтические методы, такие как рисование или лепка, которые способствуют выражению эмоций и развитию творческих способностей.
- Индивидуальное консультирование позволяет родителям глубже понять свои чувства и переживания, а также разобраться в сложных вопросах воспитания. Психолог может помочь родителям разработать стратегии для решения конкретных проблем и улучшения отношений с ребенком.
В рамках «Школы приемных родителей» предлагается комплексная программа обучения, направленная на понимание эмоциональной депривации и переживания потери семьи у ребенка. Эти занятия включают в себя изучение роли биологических родителей, психологических особенностей детей и последствий вторичного отказа от ребенка. Важным аспектом является индивидуальный подход к каждому кандидату в приемные родители, начиная с первоначальных консультаций и заканчивая практико-ориентированными занятиями. Интерактивные методы, такие как упражнения «Незаконченные предложения» и «Лотерея», способствуют формированию отношения к приемному ребенку и самооценке кандидатов как родителей. Упражнения, направленные на выявление скрытых ресурсов и визуализацию внутреннего мира, такие как «Никто из вас не знает, что я…» и «Встреча с собой», помогают кандидатам в приемные родители глубже понять себя и свои чувства, связанные с детством и родительством.
Образовательные программы, такие как «Школа приемных родителей», играют ключевую роль в формировании правильного восприятия и ожиданий у будущих приемных родителей. Они направлены на предотвращение жестокого обращения и насилия в отношении детей, а также на создание условий для их полноценного развития и адаптации в новой семье . В рамках актуализации вопроса психологического просвещения приемных родителей в Российской Федерации, особое внимание уделяется разработке и апробации моделей, способствующих успешной социализации детей-сирот.
Таким образом, психологическое просвещение, выступая в качестве инструмента психопрофилактики и психологизации общества, направлено на формирование у приемных родителей компетенций, необходимых для адекватного воспитания детей, лишенных родительского попечения.